Режиссер, сценарист - Мария Сорокина
Продюсер, автор идеи,
сценарист - Дмитрий Белановский
Видеооператоры - Федор Ратников, Ирина Неустроева
Монтаж - Елена Афанасьева
Звукооператор - Николай Белановский
Композитор - Владимир Раннев
Постпродакшн звука - студия Flysound
15 декабря 2019 года наш фильм "Каляевская, 5" получил главный приз на кинофестивале "Сталкер", посвященном правам человека. Приз вручал
режиссер Вадим Абдрашитов.
В 2019 году фильм прошел на второй тур (восьмерка победителей) национальной премии «Лавровая ветвь» (номинация — Лучший телефильм) — http://lavrdoc.ru/news/101
Премьера фильма состоялась на кинофестивале "Окно в Европу" в Выборге 3 августа 2019 г. Затем, 30 октября фильм был показан в Центре документального кино в Москве. 7 декабря его показали на кинофестивале "Артдокфест" в кинотеатре "Октябрь", а 11 декабря в Музее истории Гулага в рамках кинофестиваля "Сталкер", посвященного правам человека.
10 января 2020 года фильм демонстрировался на VIII докфесте "Новой газеты".
В октябре 2020 года фильм "Каляевская, 5" был удостоен второго приза на Независимом фестивале русского документального кино в Нью-Йорке Rusdocfilmfest-3w - Особый приз жюри (Special Jury Prize). Показ прошел 22 и 24 октября.
СЕГОДНЯ ЗРИТЕЛИ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ В ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРЕ ЦЕНТРА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО NONFICTION.
Информация о фильме:
https://nonfiction.film/movie/Kalyaevskaya_5/
Смотреть здесь (русский и английский варианты):
https://nonfiction.film/tag/director/Sorokina/
Стоимость просмотра - 200 руб.
Содержание фильма
Трагическая судьба жителей "Дома на Набережной" на улице Серафимовича приобрела всемирную известность благодаря знаменитому роману Юрия Трифонова и недавно вышедшей документальной книге Юрия Слезкина "Дом правительства". Однако мало кто знает о том, что вторым по количеству репрессий в Москве в годы Большого террора явился кооперативный дом работников Наркомата иностранных дел и Наркомата внешней торговли на Каляевской (ныне Долгоруковской) улице, получивший в народе скорбное название «Вдовий дом».
В основу фильма легли истории немногочисленных свидетелей того времени. Автором идеи и соавтором сценария фильма является многолетний житель дома Дмитрий Белановский. Его семья переехала туда в 1939 году, в квартиру, где до нее жил некий человек по фамилии Гуревич, незадолго до этого арестованный НКВД. На протяжении длительного времени Дмитрию Белановскому не давала покоя мысль о том, что за люди жили в его квартире, почему их арестовали и как сложилась их дальнейшая судьба. На поиски информации о прежнем обитателе квартиры у него ушло почти двадцать лет. Путем собственного, почти детективного, расследования ему удалось установить личность загадочного жильца и проследить его крестный путь…
Фильм снят при участии Музея истории Гулага.
Посвящается жителям дома 5 по Каляевской улице, для кого этот адрес оказался последним.
Кадры из фильма
Фильм "Каляевская, 5" смотрят в селе Богатое Самарской области
2 сентября 2020 года я получил удивительное письмо от Максима Утенкова, краеведа из с. Богатое Самарской области. Вот что он мне написал:
«Добрый день, Дмитрий, меня зовут Максим, я краевед из с. Богатое Самарской области. Пишу книгу о нашем сахарном заводе, на котором работал Гуревич Семен Маркович c 1903-1905 гг. по образованию химик, окончивший политехнический институт г. Берн в Швейцарии. Случайно обнаружил в интернете историческую справку о Гуревиче, написанную вами. Хочу попросить вас о содействии в получении электронных копий фотографий Гуревича в хорошем качестве».
Спустя некоторое время Максим прислал мне интереснейшие воспоминания Марии Васильевны Жуковской — жены директора распорядителя Богатовского сахарного завода Онисима Лазаревича Жуковского, о событиях 1905 года, Первой русской революции и об участии в ней героя нашего фильма С.М. Гуревича, члена Самарского комитета РСДРП по кличке «Пастор». Эти уникальные воспоминания сохранились в Самарском областном государственном архиве социально-политической истории (СОГАСПИ), Ф. 3500, Оп.1, Д.133.
19 сентября Максим показал местным краеведам фильм «Каляевская, 5» в библиотеке с. Богатое. Однако фильм вызвал неоднозначную реакцию зрителей. Вот его письмо мне:
«Добрый вечер! Дмитрий, у нас сегодня состоялась встреча краеведов, но, к сожалению, в устном формате, из-за одного участника просмотр фильма был прерван и перешел в полемику на тему «зачем ворошить это прошлое, и чего мы добьемся просмотром этого фильма». О содержании фильма и о Гуревиче мне пришлось рассказывать устно. Полемика, впрочем, была конструктивная, все обменялись своими мнениями на тему репрессий 30-х годов, беседовали где-то 2 часа. Человека выступившего против просмотра никто не поддержал, но настроение уже было потеряно и чтобы не обострять дальше ситуацию, мы перешли к другим темам. Все же это какой-никакой, но результат и реакция. Выкладываю фото со встречи. Идею с показом фильма, к сожалению, должен оставить.
Спасибо за ваш труд, уважаю людей, занимающихся историей, уважающих исторические факты, какими бы они не были. Такие фильмы, как «Каляевская 5» должны быть, и общество должно с ними знакомиться, чтобы иметь представление об эпохе Советского Союза и этапах его становления.
Для меня Гуревич, прежде всего, интересная личность, участник главных исторических событий начала XX века, революционер, человек со своей идеей и целью, ходивший по лезвию ножа, любивший риск. С позиции НКВД он был соучастником экономических преступлений и участником антисоветских дискуссий, в чем Гуревич отчасти признавал свою вину. По тем временам срок был не самым суровым, мой прадед, к примеру, отсидел в лагерях 10 лет на лесозаготовках, а его отца, моего прапрадеда расстреляли.
Гуревичу по состоянию его здоровья и из-за болезней обоснованно должны были скосить срок, но этого не произошло… В чем выражается жестокость и бесчеловечность репрессионной машины 30-х, 40-х годов Советского Союза.
Спасибо!
С уважением,
Максим Утенков
Что ж, если фильм вызывает неоднозначную реакцию, это все равно хорошо. Хотя странно и удивительно слышать от краеведа слова – «не надо копаться в прошлом». В этом-то как раз и заключается работа историка – копаться и разбираться в прошлом, каким бы оно ни было. Я чрезвычайно благодарен Максиму за его подвижническую работу и желаю ему только успехов.