Фильм "Каляевская, 5"

Режиссер, сценарист - Мария Сорокина
Продюсер, автор идеи, сценарист - Дмитрий Белановский
Видеооператоры - Федор Ратников, Ирина Неустроева
Звукооператор - Николай Белановский

Композитор - Владимир Раннев
 
15 декабря 2019 года наш фильм "Каляевская, 5" получил главный приз на кинофестивале "Сталкер", посвященном правам человека. Приз вручал режиссер Вадим Абдрашитов. 

 

Премьера фильма состоялась на кинофестивале "Окно в Европу" в Выборге 3 августа 2019 г. Затем, 30 октября фильм был показан в Центре документального кино в Москве. 7 декабря его показали на кинофестивале "Артдокфест" в кинотеатре "Октябрь", а 11 декабря в Музее истории Гулага в рамках кинофестиваля "Сталкер", посвященного правам человека.

 

Фильм "Каляевская, 5" смотрят в селе Богатое Самарской области

 

2 сентября 2020 года я получил удивительное письмо от Максима Утенкова, краеведа из с. Богатое Самарской области. Вот что он мне написал:

 

«Добрый день, Дмитрий, меня зовут Максим, я краевед из с. Богатое Самарской области. Пишу книгу о нашем сахарном заводе, на котором работал Гуревич Семен Маркович c 1903-1905 гг. по образованию химик, окончивший политехнический институт г. Берн в Швейцарии. Случайно обнаружил в интернете историческую справку о Гуревиче, написанную вами. Хочу попросить вас о содействии в получении электронных копий фотографий Гуревича в хорошем качестве».

 

Спустя некоторое время Максим прислал мне интереснейшие воспоминания Марии Васильевны Жуковской — жены директора распорядителя Богатовского сахарного завода Онисима Лазаревича Жуковского, о событиях 1905 года, Первой русской революции и об участии в ней героя нашего фильма С.М. Гуревича, члена Самарского комитета РСДРП по кличке «Пастор». Эти уникальные воспоминания сохранились в Самарском областном государственном архиве социально-политической истории (СОГАСПИ), Ф. 3500, Оп.1, Д.133.

 

19 сентября Максим показал местным краеведам фильм «Каляевская, 5» в библиотеке с. Богатое. Однако фильм вызвал неоднозначную реакцию зрителей. Вот его письмо мне:

 

«Добрый вечер! Дмитрий, у нас сегодня состоялась встреча краеведов, но, к сожалению, в устном формате, из-за одного участника просмотр фильма был прерван и перешел в полемику на тему «зачем ворошить это прошлое, и чего мы добьемся просмотром этого фильма». О содержании фильма и о Гуревиче мне пришлось рассказывать устно. Полемика, впрочем, была конструктивная, все обменялись своими мнениями на тему репрессий 30-х годов, беседовали где-то 2 часа. Человека выступившего против просмотра никто не поддержал, но настроение уже было потеряно и чтобы не обострять дальше ситуацию, мы перешли к другим темам. Все же это какой-никакой, но результат и реакция. Выкладываю фото со встречи. Идею с показом фильма, к сожалению, должен оставить. 

 

Спасибо за ваш труд, уважаю людей, занимающихся историей, уважающих исторические факты, какими бы они не были. Такие фильмы, как «Каляевская 5» должны быть, и общество должно с ними знакомиться, чтобы иметь представление об эпохе Советского Союза и этапах его становления.

 

Для меня Гуревич, прежде всего, интересная личность, участник главных исторических событий начала XX века, революционер, человек со своей идеей и целью, ходивший по лезвию ножа, любивший риск. С позиции НКВД он был соучастником экономических преступлений и участником антисоветских дискуссий, в чем Гуревич отчасти признавал свою вину. По тем временам срок был не самым суровым, мой прадед, к примеру, отсидел в лагерях 10 лет на лесозаготовках, а его отца, моего прапрадеда расстреляли.

 

Гуревичу по состоянию его здоровья и из-за болезней обоснованно должны были скосить срок, но этого не произошло… В чем выражается жестокость и бесчеловечность репрессионной машины 30-х, 40-х годов Советского Союза. 

 

Спасибо!

 

С уважением,

Максим Утенков

 

Что ж, если фильм вызывает неоднозначную реакцию, это все равно хорошо. Хотя странно и удивительно слышать от краеведа слова – «не надо копаться в прошлом». В этом-то как раз и заключается работа историка – копаться и разбираться в прошлом, каким бы оно ни было. Я чрезвычайно благодарен Максиму за его подвижническую работу и желаю ему только успехов. 

 

Содержание фильма

 

Трагическая судьба жителей "Дома на Набережной" на улице Серафимовича приобрела всемирную известность благодаря знаменитому роману Юрия Трифонова и недавно вышедшей документальной книге Юрия Слезкина "Дом правительства". Однако мало кто знает о том, что вторым по количеству репрессий в Москве в годы Большого террора явился кооперативный дом работников Наркомата иностранных дел и Наркомата внешней торговли на Каляевской (ныне Долгоруковской) улице, получивший в народе скорбное название «Вдовий дом».

 

В основу фильма легли истории немногочисленных свидетелей того времени. Автором идеи и сценария фильма является многолетний житель дома Дмитрий Белановский. Его семья переехала туда в 1939 году, в квартиру, где до нее жил некий человек по фамилии Гуревич, незадолго до этого арестованный НКВД. На протяжении длительного времени Дмитрию Белановскому не давала покоя мысль о том, что за люди жили в его квартире, почему их арестовали и как сложилась их дальнейшая судьба. На поиски информации о прежнем обитателе квартиры у него ушло почти двадцать лет. Путем собственного, почти детективного, расследования ему удалось установить личность загадочного жильца и проследить его крестный путь…

 

Фильм снят при участии Музея истории Гулага.

 

Посвящается жителям дома 5 по Каляевской улице, для кого этот адрес оказался последним.

 

Кадры из фильма